Нужно ли переучивать левшу? Надо ли переучивать ребёнка-левшу консультация (1 класс) на тему Нужно ли переучивать ребенка если он левша

Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосаб­ливаться к жизни в этом мире, поскольку мы жи­вем в правостороннем мире.

96 процентов людей праворукие, и, естествен­но, все вещи - от дверных ручек, замков, отвер­ток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде - предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жиз­ни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев ми­ра, были левшами.

В то время как некоторые родители расстраи­ваются, если их дети - левши, большинство ме­дицинских авторитетов считают, что благоразум­нее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки - это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.

Итак, что же делает большинство людей праворукими?

Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат - большинство людей праворукие. По­этому считалось, что у левши что-то не в поряд­ке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большин­ство людей праворукие, потому что мозг боль­шинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей ле­вое полушарие мозга господствует, поэтому пра­вая половина их тела более искусна и лучше раз­вита. Наша правая рука работает лучше, чем ле­вая рука.

Приходилось ли вам наблюдать, как ваш ребёнок, перекладывает ложку из правой руки в левую? Или когда малыш тянется за игрушкой, хватает её левой ручкой? Наверное, вы не раз думали над тем, нужно ли переучивать ребёнка, или оставить всё как есть.

Многие родители ошибочно считают, что левшество – это чуть ли не дурная привычка, которую можно искоренить у ребёнка жёсткими мерами, а дальше всё пойдёт, как надо. Но в том-то и дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь.

Левшество – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врождённых генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребёнка.

Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырём годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребёнка к левшам или правшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребёнок обычно берёт мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, бросает мячик и т.д.

Посмотрите, как относится ребёнок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой перекладываете ложку из левой ручки в правую. Если вы видите, что ребёнку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую руку, начинает капризничать, то это сигнал вам, что вы нарушаете естественный ход развития организма и рискуете причинить ему непоправимый вред.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.

Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих

условиях. Их стихия – индивидуальная работа, важна собственная инициатива и интуиция.

Как вы думаете, много ли левшей среди выдающихся людей?

Да, много! Леворукими были: Пабло Пикассо, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Бетховен и Чарли Чаплин. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются во многих странах мира.

Может, и ваш ребенок один из одаренных детей? Зачем идти наперекор природе и переучивать, только для того, чтобы он был таким, как все? Природа умна, знайте: ваш ребенок обладает такими уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными сторонами его личности. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Статью подготовила учитель прогимназии д/c "ЛУЧиК" на Остоженке

Васюкова Юлия Васильевна.

Фотобанк Лори

К счастью, в наши дни левшей не воспринимают как изгоев. Они вполне комфортно живут, несмотря на то, что , а не правая.

Откуда берутся левши?

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, которые управляют нашим телом «перекрестно»: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое – за левую. От степени развития полушарий зависит и то, как мы воспринимаем информацию. Те, у кого активнее левое, лучше мыслят логически, обладают способностями к анализу, хорошо запоминают иностранные слова и стихи, отлично решают арифметические задачи. У «правополушарных» людей, именно они часто оказываются левшами, лучше реакция на стресс : в трудной обстановке они редко теряются, умеют оперативно оценить ситуацию и принять правильное решение. Также у них хорошо развиты интуиция, образное мышление и творческие способности.

Среди левшей много людей искусства, политических и общественных деятелей: Барак Обама, Пол Маккартни, Сара Джессика Паркер, Джулия Робертс, Вупи Голдберг и Брюс Уиллис. Эксперты рекомендуют вспоминать об этом списке знаменитостей, когда вам вдруг захочется переучить своего ребенка-левшу.

Яркие и скрытые

Правое полушарие мозга начинает работать сразу же, как только ребенок появляется на свет, а левое развивается позже вместе с умением понимать чужую речь и говорить самостоятельно. Поэтому маленькие дети одинаково могут использовать и правую и левую кисть.

Лишь к 5-6 годам внимательные родители могут заметить, что их ребенку удобнее «работать» левой рукой.

Для того, чтобы убедиться в том, что , попросите его протереть стол, застегнуть пуговицы, ударить по шайбе клюшкой, нарисовать что-нибудь на альбомном листе. Следите за тем, какая рука используется чаще.

Впрочем, дело не только в руке. Около 15% жителей Земли являются ярко выраженными левшами. Однако бывают и скрытые. Распознать их не так легко: «ведущей» у них может быть правая рука, но при этом «толчковой» (той, с которой человек начинает идти) будет левая нога.

Если у ребенка левое ухо лучше слышит, а левый глаз – лучше видит – эти факторы также могут говорить в пользу латентной леворукости. Наконец, скрытые левши наверняка будут мыслить образами, испытывать проблемы с логическим мышлением и способностью к анализу.

Левша в школе

Чтобы ребенок-левша запомнил буквы и цифры, ему мало сказать, как они называются. Лучше подойдет метод сравнения. Скажите малышу, что двойка похожа на лебедя, а буква «А» − на домик.

Провожая ребенка в школу, сообщите учителю об особенности ребенка. Проследите за тем, чтобы сосед по парте сидел справа от вашего ребенка – не забывайте, что свет должен падать на его домашний письменный стол тоже справа.

Предупредите педагога, что не надо: вмешиваясь в работу мозга, можно создать серьезные проблемы. У детей-левшей, которых пытаются переучить, резко снижается успеваемость, может проявляться раздражительность, бессонница , иногда развивается энурез, заикание. Ребенок может столкнуться также с рядом психологических проблем: настойчиво переучивая малыша, вы как бы говорите ему: «ты неправильный, тебя надо переделать». А ведь это просто особенность, никак не мешающая в жизни.

Интеллект левшей часто даже выше, чем у праворуких. Впрочем, некоторые учебные предметы им даются с трудом. Например, левшам трудно быстро считать в уме. Рисуют и пишут они не слишком аккуратно. Почерк левши вряд ли когда-либо станет идеальным, а заставлять его решать задачи на скорость и вовсе не надо – для него эта миссия почти невыполнима.

Примите леворукость ребенка и сами, если хотите поддержать его. Для того, чтобы он лучше адаптировался к социуму, приобретайте для него специальные предметы обихода (ножницы для левшей, ручка для левшей, прописи для левшей, компьютерная мышь для левшей), которые будут способствовать безболезненному внедрению в праворукий мир.

В современном мире люди, использующие для основных действий левую руку, встречаются часто. Стоит заметить, ещё менее века назад их было гораздо меньше. Как объяснить происходящее? Дело в том, что количество левшей не увеличилось, просто раньше таких людей вынуждали «переучиваться» ещё в детском возрасте. Считалось, что подобная редкая особенность неприемлема для общества. Кроме того, многие родители связывали «леворукость» с проблемами в воспитании (вовремя не научили использовать «правильную» верхнюю конечность). В данный момент мнение об этом существенно изменилось. На сегодняшний день известно, что употребление пищи или письмо левой рукой - это нормально. Так считают не только большинство родителей, но и врачи.

Почему одни люди пишут правой рукой, а другие левой?

На первый взгляд люди, чаще использующие левую верхнюю конечность, точно такие же, как и «праворукое» население. Однако это не совсем так. и почему? Ответ на этот вопрос появился не так давно, с тех пор как изучением данного феномена занялись учёные-неврологи. Прежде чем понять, в чём разница, необходимо выяснить причину, по которой одни люди чаще используют правую руку, а другие - левую. К факторам следует отнести:

  1. Генетическую предрасположенность. Основной причиной «леворукости» считается преобладание правого полушария мозга. Это совсем не значит, что у человека работает лишь часть ЦНС. Однако правая сторона считается более развитой. Данная особенность передаётся по наследству.
  2. Гормональную теорию. Часть ученых считают, что к рождению левши приводит повышенное действие тестостерона на организм беременной женщины и плода.
  3. Травмы правой руки. Иногда, человек становится левшой не потому, что у него преобладает правое мозговое полушарие, а вследствие длительного ношения гипса, атрофии мышц, паралича.
  4. «Копирование» действий окружающих. Данная причина относится к детям. Часто ребёнок начинает использовать левую руку, глядя на то, как пишут или едят родители или другие близкие (друзья в дошкольных учреждениях, бабушка, няня).

В некоторых случаях неправильное формирование мозговой деятельности связано с травмами и недостатком кислорода на поздних сроках беременности. При этом помимо «леворукости» формируются серьёзные нарушения. К ним относят: задержку развития, речи, умственную отсталость и т. д.

Взаимосвязь «леворукости» с работой головного мозга

Так чем отличается человек-левша от правши? На самом деле, выраженной разницы не существует. Если человек чаще использует левую руку, это вовсе не значит, что у него имеются отклонения. Также, подобная особенность не влияет на умственные и физические способности. Единственным отличием считается преобладание правого мозгового полушария, которое отвечает за творческую деятельность.

В некоторых случаях человек одинаково справляется с привычными (повседневными) действиями обеими руками. Тем не менее, в процессе обучения начинает преобладать использование правой, а реже - левой верхней конечности. У таких людей полушария головного мозга работают одинаково.

Как различать левшей и правшей?

Чем отличаются от правшей, и как обнаружить эту особенность у ребёнка? В раннем возрасте сложно понять, какое полушарие мозга преобладает. Зачастую, дети пользуется обеими руками. Первые отличия левшей от правшей обнаруживаются приблизительно к 2-3 годам, когда малыши начинают самостоятельно кушать, рисовать. Однако и это не является достоверным показателем. Ведь, помимо руки, доминировать должны левые глаз и ухо. Выяснить, какое полушарие является ведущим, можно несколькими способами. Среди них:

  1. Предложить испытуемому скрестить При этом необходимо оценить расположение пальцев. В большинстве случаев правый - расположен сверху (снаружи). У левшей результат будет противоположным.
  2. Тест с часами. Ребёнку дают будильник, который он должен держать обеими руками. После этого, испытуемого просят послушать тиканье часов. Обращают внимание на то, к какому уху ребенок поднесёт будильник. Эта сторона и будет ведущей.
  3. Тест на определение «преобладающего» глаза. Человеку дают в руки свернутый лист бумаги и просят посмотреть через него. Следует обратить внимание, к какому глазу испытуемый поднесёт «подзорную трубу».

Все перечисленные тесты проводят детям старше 5 лет, а также взрослым. В некоторых случаях «ведущие» ухо и глаз могут быть левыми, а рука - правой. Такой результат свидетельствует о том, что ребенка переучили, или об одинаковом развитии обоих полушарий мозга.

Чем левши отличаются от правшей: разница в поведении

Поведение «леворуких» людей существенно не отличается от тех, кто активнее использует правую верхнюю конечность. Особенно сложно заметить отличия во взрослом возрасте. Ведь на поведение человека воздействует множество факторов: особенности воспитания, приобретённый жизненный опыт и т. д. Итак, чем левши отличаются от правшей? Особенности поведения легче выявить у детей. Ребёнок - левша считается преимущественно творческой личностью, предпочитает рисовать, самостоятельно придумывает игры и персонажей. В школе такие дети чаще склонны к изучению гуманитарных наук.

Чем отличается левша от правши: психология личности

Ученые много раз проводили различные исследования, позволяющие выявить разницу в психологии между левшами и правшами. Помимо творческих способностей, преобладание одного из полушарий сказывается на умственных и эмоциональных реакциях. Кроме того считается, что у левшей более развита способность к выражению своих мыслей, то есть ораторское искусство. Считается, что люди, у которых преобладает правое мозговое полушарие, имеют склонность к замкнутости (интроверсии), агрессивности и астеничности. Несмотря на это, левши отличаются нестандартным мышлением. Среди них - большое количество ученых, художников и музыкантов.

Что делать, если ребенок - левша?

Чем левши отличаются от правшей, и что делать, если ребёнок чаще использует «не ту» руку? Ещё совсем недавно считалось, что с подобной особенностью следует бороться. Однако такое мнение ошибочно. Ведь если принуждать малыша делать всё правой рукой, это не изменит его мозговой деятельности. Кроме того, переучивание может привести к психологическим проблемам. Ребенок начинает стесняться своей природной особенности, считать себя не таким, как все. Ещё одним отрицательным последствием переучивания является формирование Поэтому ребенка - левшу не стоит заставлять писать и кушать правой рукой, если ему так неудобно. Напротив, следует внушать малышу, что его особенность совершенно нормальная.

Специальные ручки для левшей

Чтобы помочь левшам, были придуманы специальные школьные принадлежности. Ведь использовать привычные предметы таким детям не совсем удобно. Чем отличаются ручки для левшей и правшей, а также другие канцелярские принадлежности? Среди предметов, созданных для облегчения работы, имеются специальные точилки с лезвием, направленным против часовой стрелки, ножницы, хирургические инструменты и т. д. Ручки отличаются тем, что имеют специальные углубления для пальцев левой руки. В некоторых магазинах можно найти даже линейки с обратным расположением цифр.

Всемирно известные левши

Чем левши отличаются от правшей, и какие примеры встречаются в истории? Каждому знакомы такие имена как Альберт Эйнштейн, Леонардо до Винчи, Исаак Ньютон, Вольфганг Амадей Моцарт и т. д. Однако не все знают, что эти люди отличались не только своим талантом, но и «леворукостью». Среди современников можно выделить миллионеров Генри Форда, Билла Гейтса, музыканта Пола Маккартни, актеров - Киану Ривза, Николь Кидман, Вупи Голдберг и т. д.

Долгое время общество навязывало свои правила. «Леворукость» считалась недостатком, показателем плохих манер. В прошлом таких детей переучивали в детских садах и школах. Многие могут вспомнить, как учитель говорил строгим голосом: «Ты неправильно держишь ручку. Возьми ее в правую руку!». Было ли это ошибкой или все-таки переучить ребенка.

Почему дети становятся левшами?

Ими не становятся, а рождаются. Это означает, что правое полушарие мозга у такого ребенка более активно. Такие дети проявляют склонность к творчеству: музицирование, рисование, лепка. Среди известных спортсменов есть левши. В боксе и подобных видах спорта, леворукие спортсмены удивляют новыми техниками ведения боя. У ребенка с активной левой рукой очень развита интуиция. Они отличаются упрямством, неугомонным характером. Такие дети импульсивны, находятся в вихре чувств. Настроение сменяется быстро, как погода: от плаксивости до безудержного веселья. Постепенно для родителей это становится привычным делом. Зачастую «леворучки» поздно начинают говорить. Это обусловлено тем, что у праворуких людей, чтобы выполнить какую-либо задачу, нервные импульсы поступают прямиком из левого полушария мозга. А у левши, импульсы исходят через мозолистое тело. Большинство ученых поддерживают версию, что активность руки зависит от генов. Также, определить доминирующую сторону может наследственный фактор. Точной версии еще не установлено.

Новая эра для леворуких

Наступило время, когда быть левшой ― ни нарушение, не особенность, а норма. В этом нет ничего удивительно, ровно, как и быть правшой. В СССР в 1986 году на законодательном уровне были внесены изменения. Отныне, «недуг» не исправляли в школах. Левши могли оставаться левшами.

Интересно, что в этом же году вышел фильм «Левша» по одноименному сказу Н.Лескова.

Оказывается, переучивание отрицательно влияет на успеваемость ребенка. Работа мозга и тела находится в дисбалансе. Он может взять карандаш в правую руку, но это не значит, что начнет работать левое полушарие мозга.

Мини-тест

Оказывается некоторые дети могут быть не абсолютными левшами. Не зря есть понятие «скрытый левша» ― тот, который пишет правой рукой, но все остальное выполняет на левую сторону. Определяем «леворукость», «левоглазость», «левоухость».

  1. Дайте малышу в руки часы или морскую ракушку. Попросите его послушать тиканье или шум прибоя в ракушке. К какой стороне он приложит предмет, выявит ведущее ухо.
  2. Определяем «активный» глаз. Предложите посмотреть в калейдоскоп, сделать фото через детский фотоаппарат. Поиграйте в капитанов дальнего плаванья или астрономов, пусть поглядит в подзорную трубу.

Для надежности повторите тест спустя время. Очень редко, но встречается, когда у ребенка одинаково развиты обе стороны. Таких называют амбидекстры. Одним из них был Леонардо да Винчи.

Идея: фотоаппарат можно смастерить вместе с ребенком. Сверните лист A5 напополам. Сверху вырежьте квадратную дырочку ― это будет «глазок». Нарисуйте все, что полагается: вспышку, объектив, кнопочку, для реалистичности.

7 причин почему, не стоит заставлять становиться правшой


  1. Развитие неврозов. Да-да, настойчивые способы «переделать» ребенка могут привести к негативным последствиям. Детская психика воспринимает это ― как настоящий стресс. Родители могут даже не подозревать, почему поведение ребенка изменилось. В дальнейшем, это может привести к проблемам со сном, нервозностью, капризам, недержанию мочи.
  2. Утрата способностей, талантов, которые были заложены изначально. Это связано с изменением активности сторон мозга. У левши все-таки остается лидирующим правое полушарие мозга, но нагрузка теперь изменилась.
  3. Проблемы с концентрацией. «Перевоспитание» отражается на успеваемости в школе. Ребенку сложнее усваивать новую информацию и запоминать ее. Могут начаться трудности с письмом.
  4. Заикание, проблемы с речью и артикуляционным аппаратом.
  5. Головные боли. Ведь ведущим остается правое полушарие. А вся ответственность и нагрузка переходит на левое. Ребенок испытывает умственное переутомление. Мозг не может равномерно распределять нагрузку. От неактивной стороны требуют слишком много.
  6. Ухудшения зрения.
  7. Заниженная самооценка. Ребенок думает, что не просто, не такой как все, а «неправильный».


  • Развивайте ведущую руку ребенка. Пусть выполняет ей привычные действия. Пример: чистит зубы дважды в день, выкладывает пазлы, камушки в геометрические формы.
  • Когда учите чему-то новому ребенка, обращайтесь к образному восприятию. У левшей оно больше развито. Помогите представить информацию в виде картинок. Визуализируйте буквы и цифры. Пример: «1» похожа на аиста или столб, «2» на лебедя, «3» на изогнутую на дереве кошку.
  • Наберитесь побольше терпения, когда ребенок начнет пытаться понимать время. «Леворучкам» такое дается труднее ― поддержите его. Не сокрушайтесь если с 300 попытки, ребенок все равно не будет понимать в чем принцип. Попробуйте изменить подход.
  • Левшам удобнее сидеть слева от соседа. Так, дети не будут мешать друг другу на письме.
  • Размещаем письменный стол справа от окна, чтобы свет падал «справа». С этой же стороны ставим настольную лампу.
  • Особенно уделите внимание правилам перехода через дорогу. «Абсолютный» левша, смотрит сначала на лево, а только потом направо. Просто разговором здесь не поможешь. Нужно выработать привычку. Разыгрывайте в игре сцены «пешеход идет через дорогу». Назначьте ребенка «старшим дороги», пусть на каждом переходе переводит вас. Вместе проговаривайте действия, чтобы включить «слуховую память». Придумайте забавную присказку.
  • Часто, такие дети «отзеркаливают» буквы, цифры при письме. Кандидат педагогических наук М.Шохор-Троцкая в статье «Не переучивайте левшу!» описывает решение. Попросите ребенка выкладывать буквы из палочек, полукругов. Можете попробовать из ниточек. Занимайтесь в прописях, предложите обводить буквы по пунктирным точкам. Если ребенок еще мал, то начните с печатных. Нарисуйте несколько точек и стрелки, которые направляли в нужном направлении. Проговаривайте что нужно сделать. Пример: из этой точки ведем фломастером сюда, куда указывает стрелка ― вверх.
  • Не покупайте ручки с очень жидкими чернилами и гелевые. Левша может измазаться в них, когда будет писать.

Трудности:

Раньше многое в мире было адаптировано для праворуких. Но сегодня проблеме все больше уделяют внимания. Например, выпускают специальные компьютерные мыши, канцелярские товары, часы, музыкальный инструменты.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то